Привет! Меня зовут Вова, я автор и создатель проекта Lost Tapes. Обычно я пишу здесь про свою музыку, артистов нашего небольшого лейбла и их новые релизы, но сегодня мне захотелось поговорить на другую, очень важную для меня музыкальную тему — про старые виниловые пластинки. Точнее, про тех, кто их делал и выпускал их в Советском Союзе много десятилетий подряд.
Когда я был ребёнком, у нас в доме был стереофонический электрофон «Волна» и пару десятков пластинок. Ничего особенного: обычная советская эстрада и немного детских пластинок, вроде песен из фильма «Приключения Электроника» и сказки «Старик Хоттабыч». Конечно, у маленького меня при прослушивании не возникало вопросов «Кто сделал эти пластинки?» и «Почему на всех них указано одинаковое слово “Мелодия”?», но когда я стал старше и серьёзно увлёкся коллекционированием сначала аудио компакт-дисков, а затем и виниловых пластинок, такие вопросы стали меня посещать.
На просторах интернета информации о фирме «Мелодия» не сильно много. Есть общая статья на Википедии, а также многочисленные тексты в блогах и соцсетях от профильных медиа, коллекционеров, бывших работников заводов и просто посвящённых людей, но все они разрознены и не очень структурированы. Я решил собрать всю находящуюся в открытом доступе информацию воедино, собрать её воедино и предоставить на суд читателям нашего сайта. Что ж, поехали.
Создание фирмы «Мелодия»
Всесоюзная фирма грампластинок «Мелодия» была основана 11 мая 1964 года — по постановлению Совета Министров СССР № 374. Это решение объединило под началом новой единой организации все существовавшие на тот момент в стране студии звукозаписи и заводы по производству грампластинок. Первым генеральным директором «Мелодии» был назначен Николай Иванович Мохов (руководил в 1964—1969 годах). После него фирму возглавляли Василий Пахомов (1969—1976), Пётр Шабанов (1976—1982) и Валерий Сухорадо (1982—2002). Центральный офис разместился в Москве в здании № 24 на Тверском бульваре.
«Мелодия» стала государственной монополией в области звукозаписи — единственной компанией, занимавшейся массовым производством, хранением и распространением аудиозаписей в стране. Под управлением новой фирмы позже окажутся крупнейшие фабрики грампластинок: Апрелевский, Московский (с 1978 года), Ленинградский, Ташкентский, Рижский, Тбилисский, а также сеть республиканских студий звукозаписи. С момента основания и до конца 1980-х «Мелодия» оставалась монополистом советского музыкального рынка — она выпускала всю массовую аудиопродукцию (пластинки, позже кассеты и CD) и распространяла её через собственную систему оптовых баз и фирменных магазинов.

В советский период «Мелодия» получила признание и за пределами СССР: её пластинки экспортировались более чем в 90 стран мира и неоднократно удостаивались международных премий. По объёму выпуска фирма входила в шестерку крупнейших звукозаписывающих компаний мира. Основной продукцией были, конечно, виниловые грампластинки, но позже фирма освоила также выпуск аудиокассет на магнитной ленте, а к 1990-м – компакт-дисков. За всё советское время было издано более 49 тысяч наименований записей.
Основные производства грампластинок «Мелодии»
Фирме «Мелодия» подчинялись несколько крупных заводов грампластинок, расположенных в разных городах СССР. Ниже я подробно рассмотрю историю каждого из ключевых предприятий – от их основания до роли в системе «Мелодии».
Апрелевский завод грампластинок
Апрелевский завод (находился в городе Апрелевка Московская области) – старейшее предприятие отрасли, основанное ещё в 1910 году. Его предшественником была частная фабрика «Метрополь Рекорд», которую организовал немецкий предприниматель Готлиб Молль. В первый же год работы фабрика выпустила около 400 тысяч граммофонных дисков. После революции 1917 года завод был национализирован и в 1925 году ему присвоили имя «Апрелевский завод памяти 1905 года».

В 1950-е годы «Апрелевка» одной из первых в стране освоила новые технологии: с начала десятилетия завод перешёл от хрупкого шеллака к виниловым пластинкам, в 1952 году выпустил первые долгоиграющие, а к 1961 году – первые стереофонические пластинки. После создания фирмы «Мелодия» в 1964 году Апрелевский завод стал её частью и самым крупным производственным филиалом. Здесь начали изготавливать и гибкие пластинки (тонкие виниловые диски без твёрдой основы) – они были дешевле в производстве и предназначались для массовой эстрадной музыки, учебных записей, звуковых журналов вроде «Кругозор». Завод выпускал пластинки всех основных форматов – от миньонов до гигантов, в том числе цветные виниловые диски, что было редкостью для Советского Союза.
К 1980-м годам на долю «Апрелевки» приходилась значительная часть всего выпуска винила. В лучшие годы ежегодной продукцией завода были до 50 миллионов пластинок. Однако в 1990-е годы общая ситуация изменилась: спрос на винил резко упал, уступая место новым носителям. Апрелевский завод пытался выживать за счёт сторонних заказов, выпуская пластинки для частных фирм, и даже параллельно наладил производство кассет, но это лишь ненадолго отсрочило конец. Последняя партия пластинок в Апрелевке была произведена в 1997 году, после чего производство винила полностью прекратилось.
Ленинградский завод грампластинок
Ленинградский завод начал создаваться сразу после войны. Решение о его организации приняли в 1946 году, а уже в 1948-м состоялся торжественный запуск предприятия. Для оснащения нового завода использовали оборудование с немецкой фабрики Tempo, вывезенное в СССР по репарациям. Предприятие изначально подчинялось комитету радиоинформации, и в 1957 году получило собственное название – завод «Аккорд». Под маркой «Аккорд» выпускались грампластинки на 78 об/мин и первые советские цветные конверты: хотя сами обложки по-прежнему делались из тонкой бумаги, в конце 1950-х они впервые стали многоцветными.

После включения в состав «Мелодии» предприятие переименовалось в «Ленинградский завод грампластинок фирмы “Мелодия”». Здесь производились как стандартные тяжёлые пластинки (миньоны, гранды, гиганты), так и гибкие диски из тонкой пластмассы – их выпуск в Ленинграде особенно расширился в 1970-е годы. Например, на базе завода работала студия грамзаписи, готовившая гибкие пластинки для звукового журнала «Клуб и художественная самодеятельность».
Ленинградский завод также отличился в производстве аудиокассет: совместно с Таллинским филиалом он одним из первых начал их собирать. Уже в 1972 году при поддержке бакинского и тбилисского заводов общий тираж кассет «Мелодии» достиг 500 тысяч штук. К концу 1970-х ленинградское предприятие стабильно снабжало продукцией северо-запад страны и участвовало в экспорте – ленинградские пластинки поставлялись в соцстраны и некоторые западные государства.
Производственные показатели завода росли до рубежа 1980-х: например, только за 1979 год Ленинградский, разделяя заказы с Рижским, выпустил около 10 млн пластинок. Однако в эпоху распада СССР его постигла общая участь отрасли: к 1992 году выпуск пластинок в Ленинграде окончательно прекратился. Предприятие не пережило переход к рыночной экономике и было расформировано. В постсоветские годы цеха Ленинградского завода частично проданы или сданы в аренду под мелкие производства – например, известно, что в 2000-х на территории бывшего завода располагались автосервис и торговые точки – вплоть до павильона шавермы.
Московский опытный завод грамзаписи («МОЗГ»)
В 1970-е годы, стремясь внедрить новейшие технологии, «Мелодия» решила построить принципиально новый завод в Москве. Московский опытный завод грамзаписи (или сокращённо: «МОЗГ») был запущен в работу в 1978 году в столичном районе Головинский. Для него возвели современный комплекс (архитектор В. Михайлов, проект института «Гипротеатр»), который включал не только цеха, но и научно-исследовательские лаборатории, дизайнерские студии, типографию для полиграфии и даже компьютерный центр.
«МОЗГ» изначально оснащался самым передовым импортным оборудованием – в частности, были закуплены автоматические пресс-машины шведской фирмы Toolex и новые установки для изготовления медных матриц. Это позволило перейти на прогрессивную технологию Direct Metal Mastering: на заводе впервые начали производить медные тон-диски, на которые непосредственно наносилась звукозапись (вместо привычных лаковых дисков).

Главной задачей МОЗГ было повышение качества советских пластинок. Завод изготавливал никелевые «оригиналы» (матрицы) с эталонных дисков, поступавших из Всесоюзной студии грамзаписи, и на своих прессах тиражировал ограниченные партии винила. Практиковалась уникальная методика: пластинки печатались с третьего негатива фонограммы, причём первые два использовались лишь для выявления брака и не шли в продажу. В результате качество звучания тиражей «МОЗГа» было очень высоким – меломаны ценили и до сих пор ценят эти диски, хотя в обычной рознице они встречались сравнительно редко. Завод также частично работал на экспорт, выпуская пластинки, предназначенные для зарубежных заказчиков. В 1989 году на «МОЗГе» начали устанавливать линию для тиражирования CD-дисков, и в феврале 1990-го здесь была официально выпущена первая партия компакт-дисков советского производства.
Но вскоре грянул экономический кризис. После распада СССР, уже к 1992 году, Московский опытный завод практически прекратил деятельность: как государственное предприятие он был закрыт и приватизирован. Новые владельцы не сумели сохранить профильное производство – уникальное оборудование простаивало. В 2001 году помещения «МОЗГа» на Кронштадтском бульваре были переоборудованы под торгово-офисный центр «Крона», который функционирует и поныне.
Таким образом, новейший завод «Мелодии» просуществовал чуть более десяти лет, и его мощности не успели реализовать себя полностью из-за крушения старой системы.
Ташкентский завод грампластинок им. М. Т. Ташмухамедова
Ташкентский завод в Узбекской ССР возник в ходе эвакуации военного времени. В 1941 году оборудование с небольшого подмосковного Ногинского завода грампластинок было вывезено на восток, и на его базе после войны, в 1945-м, открылось производство пластинок в Ташкенте. Завод разместили на улице Грампластинок, в доме 58. В первые послевоенные годы здесь выпускали обычные шеллачные диски, с 1957 года ташкентское предприятие освоило выпуск долгоиграющих виниловых пластинок, а к 1972 году перешло и на стереофонические записи.
В системе «Мелодии» Ташкентский завод официально оказался в 1964 году, а в 1969-ом заводу было присвоено имя народного певца Муллы Туйчи Ташмухамедова — признанного пионером грамзаписи в Средней Азии. Предприятие стало центром выпуска музыки на национальных языках. К началу 1970-х около 15 млн пластинок в год сходили с ташкентских прессов, обеспечивая пластинками Центрально-Азиатский регион с населением около 30 млн человек.
По состоянию на 1981 год завод имел 10 основных цехов, 9 отделов и около 550 работников, из них многие удостаивались званий ударников и государственных наград. Помимо производства пластинок, в 1970-е на ташкентской базе начали делать компоненты аудиокассет – предприятие снабжало детали для кассет во многие республики.

Распад СССР затронул и ташкентский филиал. После обретения Узбекистаном независимости завод отделился от «Мелодии». В марте 1995 года на его мощностях была зарегистрирована компания «Мелодии Востока» («Шарк таронаси»). Новое объединение продолжило выпускать грампластинки и конверты, используя оставшиеся матрицы «Мелодии». Например, широко издавались детские сказки и пиратская продукция (которая, кстати, высоко ценится коллекционерами сегодня). Однако это было уже ограниченное производство. К концу 1990-х спрос на винил в регионе сошёл на нет, и Ташкентский завод фактически прекратил существование. В последующие годы часть зданий перешла под другие нужды, а легендарное имя «Ташмухамедов» осталась лишь в истории.
Во многих источниках, которые я читал отмечается, что пластинки Ташкентского завода отличались сравнительно низким качеством. Мол, из-за жары винил порой не успевал остывать как следует, отчего готовые диски часто потрескивали при воспроизведении. Здесь хочу отметить, что я родился в Узбекской ССР и именно пластинки этого завода для меня — самые родные, любимые и желанные. В нашей семье «Ташкент» составлял 90 процентов всей коллекции винила. В детстве я, конечно, не обращал внимания на качество звука, но сейчас, прослушивая эти пластинки на хорошем оборудовании, могу отметить, что слухи об их плохом качестве несколько преувеличены. Звучат они либо также, как образцы с других заводов, либо даже лучше. А ещё я очень люблю «Ташкент» за уникальное и зачастую очень красивое оформление конвертов пластинок.
Рижский завод грампластинок
В Латвии производством пластинок с довоенных времён занималась фирма Bellaccord Electro. После войны на её основе был создан Рижский завод грампластинок, официально основанный в 1950 году. Завод разместился в Риге на улице Калнциема, в доме 40 – в том самом комплексе, где ранее работала Bellaccord. До середины 1960-х рижское предприятие находилось под местным управлением; в 1964 году оно вошло в структуру «Мелодии» как Рижский завод грампластинок ВФГ «Мелодия». В 1965 году рижане освоили выпуск долгоиграющих пластинок, а с 1971-го перешли на стерео-записи.

Особенностью Рижского завода стало раннее внедрение компакт-кассет. Уже в 1973 году здесь построили отдельный цех и наладили серийное производство магнитофонных кассет. Аппаратуру для тиражирования закупили у западногерманской фирмы Vollmer, и в 1971 году была изготовлена первая пробная партия из 10 000 советских компакт-кассет. Позднее этот цех выделили в самостоятельный Таллинский кассетный завод, но Рижская площадка продолжала координировать выпуск кассет для всей «Мелодии». Виниловые пластинки также оставались важной продукцией: в 1979 году рижский завод произвёл около 10 млн пластинок, а в 1981 был награждён орденом «Знак Почёта» за высокие показатели. Рижская продукция пользовалась устойчивым спросом в прибалтийских республиках, а также экспортировалась – тиражи шли в Болгарию, ГДР, Польшу, Венгрию, Румынию, на Кубу, во Вьетнам и частично даже в США.
После 1991 года Рижский завод оказался приватизирован одним из первых: контроль над ним перешёл к латвийско-советскому совместному предприятию «Sintēze» («Синтез»). Завод был переименован в «RiTonis», став фактически независимой латвийской фирмой звукозаписи. В первые постсоветские годы RiTonis продолжал штамповку винила – на его мощностях изготавливались пластинки для новых русских лейблов, а также переиздавались записи из советского каталога. Однако к концу десятилетия предприятие стало убыточным: в 1999 году АО RiTonis было объявлено банкротом, и выпуск пластинок прекратился. Здание на ул. Калнциема, 40 в последующем использовалось под разного рода офисы и склады. Таким образом, прекратила существование последняя большая фабрика виниловых дисков в Прибалтике.
Тбилисский завод грампластинок
В Грузинской ССР собственный прессовальный цех пластинок появился позже других – на базе Тбилисской республиканской студии звукозаписи. Тбилисский завод грампластинок начал работу в конце 1960-х годов. В составе «Мелодии» он официально значился сначала как периферийная студия, а затем как завод. Предприятие специализировалось на выпуске пластинок с моно- и стереозаписями грузинской музыки, а также изготавливало гибкие пластинки для массовых тиражей.

В начале 1970-х тбилисский завод расширил профиль: в 1972 году для него закупили американское оборудование стоимостью $300 000 и запустили производство деталей для компакт-кассет. По данным на 1981 год, завод уже имел собственную кассетную линию и снабжал компонентами кассет другие республики Закавказья. Таким образом, к концу советской эпохи тбилисская площадка выпускала два типа носителей – виниловые диски и магнитофонные кассеты. Качество местных пластинок оценивалось как среднее (меньшие тиражи компенсировались хорошим контролем, но оборудование не было таким передовым, как в Москве).
После распада СССР в условиях экономического кризиса 1990-х завод не был сохранён – информации о приватизации не поступало. Скорее всего, производство просто остановилось из-за отсутствия финансирования и заказов. Часть помещений позже заняли мелкие фирмы, а штат бывших работников сократился до минимальной обслуживающей команды.
Технологии производства пластинок
Производственный процесс виниловых пластинок в СССР был многостадийным и централизованным. Записи вначале создавались на магнитной ленте в студиях звукозаписи, затем лучшие фонограммы поступали во Всесоюзную студию грамзаписи в Москве для изготовления эталона – первой копии на диске. До конца 1970-х эталон представлял собой лаковый диск, на который резцом вырезалась звуковая дорожка, а с конца 1980-х начали использовать медные диски (DMM) для повышения качества. Далее с эталона гальваническим методом изготавливался никелевый «оригинал» (металлический негатив), а с него – матрицы-штампы для прессования пластинок. До 1978 года процесс гальванопластики сосредоточивался только во ВСГ, а с вводом «МОЗГа» часть этой работы перенесли туда.
Прессование пластинок осуществлялось на автоматических или полуавтоматических прессах. В ранние годы использовали станки довоенного производства (например, привезённые из Германии на Ленинградский завод). Позднее советская промышленность наладила выпуск собственных прессов – в 1960-х они устанавливались на Апрелевском и Рижском заводах. В 1970-е началось обновление парка оборудования: Московский опытный завод закупил шведские прессы Toolex Alpha, также модернизацию прошли некоторые линии в Риге и Ташкенте (например, там ставились прессы из ГДР и Чехословакии). Тем не менее, старые машины работали до конца 1980-х, а качество пластинок зависело от износа матриц – при очень больших тиражах звук на периферии дисков заметно деградировал.

«Мелодия» придерживалась советских ГОСТов, которые регламентировали размеры и скорость вращения пластинок. Выпускались: миньоны (малые диски Ø17 см, на 33 или 45 об/мин), гранды (средние Ø25 см, обычно 78 или 45 об/мин для старых записей) и гиганты (большие LP Ø30 см, 33 об/мин). До начала 1960-х в основном производились тяжёлые шеллачные диски на 78 оборотах, а с появлением винила произошёл переход на 33-обортные долгоиграющие пластинки, вмещающие примерно 45 минут стереозвука. Интересно, что «Мелодия» также печатала пластинки на заказ для сторонних организаций: помимо гибких миньонов для журналов, выходили пластинки с записями театральных постановок и сувенирные диски для «Интуриста».
Упаковка и дизайн пластинок были централизованы. Конверты изготавливались на полиграфических фабриках: вплоть до 1960-х они были стандартными (одноцветными с вырезом посередине). Ленинградский завод «Аккорд» первым ввёл цветные обложки, а в 1970-ые годы фирменные конверты «Мелодии» стали полноцветными, с печатью на лицевой стороне информации об альбоме. Каждый завод обычно не разрабатывал уникального дизайна – макеты поступали из Москвы. Тем не менее, как я уже отмечал выше, отличия всё же присутствовали: разные заводы разрабатывали уникальное оформление обложек и печатали свои логотипы на конвертах и этикетках дисков. Например, эмблемой Апрелевки была ласточка с скрипичным ключом, у Риги – маяк, у Тбилиси – стилизованная нота.
Контроль качества на заводах «Мелодии» был неоднородным. Московский опытный завод славился высочайшим качеством — благодаря малым тиражам и строгому отбору. Апрелевский и Рижский заводы давали массовую продукцию среднего уровня – звук мог страдать из-за износа штампов к концу тиража. В целом же фирма «Мелодия» старалась соответствовать мировым стандартам своего времени, особенно во второй половине XX века, когда советская аудиопродукция уже свободно продавалась за границей. Показательно, что в 1989 году совокупный тираж проданных пластинок «Мелодии» превысил 100 млн штук, что было больше, чем у всех американских лейблов вместе взятых в том году.

Распад «Мелодии» и судьба заводов в 1990-е годы
В начале 1990-х фирма «Мелодия» столкнулась с коренными переменами. С распадом СССР она лишилась монополии – на постсоветском пространстве появились независимые студии и лейблы, хлынул импорт западной музыки и техники. Экономический кризис привёл к падению покупательной способности населения, а спрос сместился с винила на более дешёвые и удобные кассеты и CD. В таких условиях прежняя гигантская система стала нежизнеспособной.
В 1991 году фирма была реорганизована в объединение «Мелодия», а затем преобразована в государственное унитарное предприятие России. Производственные филиалы (заводы) отныне сами искали пути выживания: кто-то попытался приватизироваться, кто-то законсервировал мощности.
Ниже сведена сводная информация о судьбе каждого ключевого предприятия:
Завод (город) | Год основания | Последний выпуск пластинок | Статус в 1990-х и современное состояние |
---|---|---|---|
Апрелевский (Моск. обл.) | 1910 | 1997 | В 1990-е – брались частные заказы (SNC, Moroz и др.), но в 1997 году завод окончательно остановлен как нерентабельный. Приватизации не было, предприятие закрылось. Сегодня корпуса частично заняты другими производствами – выпускают носки, пластмассу, бланки ЕГЭ. В 2007 году в административном здании открыт музей истории завода. Территория завода планировалась под реконструкцию в городской квартал с парком и музеем грампластинки, но пока так и не реализована. |
Ленинградский (С.-Пб.) | 1948 | 1992 | После 1991 года не был приватизирован – предприятие ликвидировано. Оборудование частично распродано или пришло в негодность. К концу 1990-х территория завода стала использоваться разными мелкими арендаторами. Здания сохранились, но сменили функцию: там работают автосервисы и торговые павильоны. |
Московский («МОЗГ») | 1978 | 1991 (прекращён) | В 1992 году завод закрыт и продан частному лицу. Новые владельцы не возобновили производство. В 2001 году на территории предприятия открыт торгово-офисный центр «Крона». Здание бывшего завода стоит и используется как бизнес-центр; оборудование для винила утрачено. |
Ташкентский | 1945 | ~1993 (единичные тиражи до 1995) | После распада СССР завод отошёл Узбекистану. В 1995 году на его базе создано АО «Шарк таронаси» («Мелодии Востока»), продолжавшее штамповку пластинок малыми сериями. К концу 90-х выпуск прекращён, предприятие оказалось нерентабельным. |
Рижский (RiTonis) | 1950 | 1999 | В 1991 году приватизирован, переименован в RiTonis. Выпуск винила продолжался до банкротства в 1999 году. После этого производство остановлено. Часть помещений бывшего завода в Риге арендуется под офисы и склады, оригинальное оборудование демонтировано. В 2010-х предпринимались попытки возродить выпуск винила в Латвии силами других компаний, но на другой площадке. |
Тбилисский | ~1968 | ~1991 | Завод не пережил 1990-е: производства свернуто без приватизации. Оборудование устарело и было остановлено. Позднее предприятия на этой базе не возникло. Сейчас здания бывшего завода используются под различные склады и мелкие бизнесы; профиль звукозаписи утрачен. |
Примечание: Московский завод грампластинок (бывший Ногинский) в таблице не указан, так как его оборудование было эвакуировано ещё в 1941 году в город Ташкент. Бакинский завод, хотя и входил в «Мелодию», прекратил выпуск пластинок ещё к 1970-м, сосредоточившись на кассетах, и к 1990-м также исчез как производитель.
Бренд «Мелодия» после 1991 года
После распада СССР «Мелодия» из монополиста превратилась просто в одну из множества музыкальных студий. Фирма пыталась выпускать музыкальные альбомы на кассетах и компакт-дисках, опираясь на свой богатый каталог записей. Однако на рынке 90-х доминировали новые частные лейблы и пиратская продукция, поэтому её коммерческое положение было слабым.
В начале 2000-х «Мелодия» все ещё оставалась государственным предприятием. Смена руководства в 2011 году ознаменовала попытку возрождения бренда. Генеральным директором стал Андрей Кричевский, который взял курс на активизацию издательской деятельности и оцифровку архива. Начался выпуск отреставрированных архивных записей: фирма заново издала многие классические фонограммы советской эпохи — оперы, симфонии, джазовые записи, но теперь уже в цифровом формате на стриминговых платформах.
С юридической точки зрения, в 2017 году ФГУП «Фирма Мелодия» было преобразовано в акционерное общество, 100% акций которого находились у государства (через Росимущество). В феврале 2020-ого государство продало «Мелодию» частному инвестору: на аукционе компания ООО «Формакс» приобрела 100% акций АО «Фирма Мелодия» за 329,6 млн рублей. «Формакс» – малоизвестная фирма, занимающаяся лицензированием фоновой музыки для бизнеса, и очевидно, её интересовал огромный архив записей «Мелодии» (по оценкам, фонотека насчитывает около 240 тысяч оцифрованных записей общей стоимостью 30–60 млн руб.).
Таким образом, впервые с 1964 года «Мелодия» перестала быть государственной – бренд перешёл в частные руки.

«Мелодия» в настоящее время
Сегодня АО «Фирма Мелодия» по-прежнему базируется в Москве и позиционируется как архивный звукозаписывающий лейбл. Основная специализация – переиздание классических записей из золотого фонда (академическая музыка, джаз, фольклор, наследие известных исполнителей). В каталоге фирмы присутствуют также некоторые новые проекты – например, антологии в честь юбилеев легендарных музыкантов, выпуск записей современных исполнителей академического жанра и т.д.
Коммерчески фирма остаётся нишевым игроком: тиражи физических носителей невелики, но имя «Мелодия» имеет ценность для меломанов и коллекционеров как символ качества и исторической преемственности. В постсоветской России бренд прошёл путь от забвения к возрождению – и хотя масштабы не те, фирма «Мелодия» остаётся знаковой маркой, связующей поколения любителей музыки.
Планы на будущее: Новосибирский завод виниловых пластинок
В середине 2024 года в СМИ прошла новость о том, что АО «Фирма Мелодия» запустит в Новосибирске завод полного цикла по производству виниловых пластинок. Глава фирмы Андрей Кричевский отметил, что совокупные инвестиции в проект составят около 150 млн руб., они будут направлены на приобретение помещения для завода, закупку сырья и оборудования для создания пластинок. В эксплуатацию завод планируют ввести весной 2025 года. Его мощность должна превысить 100 тыс. пластинок в год.
По данным сервиса «Rusprofile», АО «Фирма Мелодия» 12 августа 2024 года учредила «Новосибирский завод грампластинок». Так что хочется верить, что история «Мелодии» только начинается.
Источники
Основные факты взяты из архивных материалов и публикаций, доступных в открытом доступе:
- Статья в Википедии
- Большая российская энциклопедия
- Исторические статьи: здесь, здесь, здесь и здесь
- Воспоминания работников и краеведческие исследования: здесь, здесь и здесь
- Другие открытие источники в интернете.